Годовой отчет 2015

Tools

Return
Error

Карта рисков

ОСНОВНЫЕ РИСКИ И ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ

Санкции Описание и потенциальные последствия
Некоторые юридические и физические лица России уже подверглись санкциям в результате конфликта в Украине, и существует риск введения новых санкций и расширения круга лиц, на которых они могут распространяться.
Меры по минимизации риска
На данный момент ни наша Компания, ни теле коммуникационная отрасль в целом не подвержены прямым санкциям, и мы не прогнозируем введения таких санкций.

Тот факт, что вся наша деятельность и, следовательно, вся наша прибыль связана с Российской Федерацией, должен помочь минимизировать последствия от любых таких санкций для нашей деятельности и финансовых результатов.
Отношения с под рядчиками и поставщиками Описание и потенциальные последствия
Дополнительные санкции могут быть введены в отношении поставок оборудования, программ ного обеспечения и услуг из ЕС и СШ
Меры по минимизации риска
Для сокращения этого риска мы провели тщательный анализ подрядчиков, которые могут подвергнуться риску, оценили возможные последствия, изучили возможные альтернативы и создали список вариантов замены и других мер, нивелирующих воздействие таких санкций.
Риск снижения кредитных рейтингов Описание и потенциальные последствия
Некоторые международные рейтинговые агентства могут продолжить понижать суверенный кредитный рейтинг России.

Рост кредитных рейтингов МегаФона может сдерживаться либо из-за суверенных кредитных рейтингов России, либо из-за ограничений, установленных агентствами для российских компаний, так как деятельность МегаФона сосредоточена главным образом в России.

Понижение суверенного кредитного рейтинга России уже привело к снижению рейтинга МегаФона и может стать причиной дальнейшего снижения рейтинга Компании, что в свою очередь может привести к росту стоимости заемных средств для МегаФона.
Меры по минимизации риска
Несмотря на недавнее понижение, рейтинги МегаФона остаются в числе самых высоких среди российских предприятий, и, по прогнозам, этот факт, наряду со способностью обеспечивать высокие финансовые показатели, и в дальнейшем будет гарантией нашего доступа к заемным средствам.

Кроме того, условия по нашим текущим кредитным линиям не могут быть пересмотрены в случае изменения кредитных рейтингов.
Банковские счета системообразующих компаний Описание и потенциальные последствия
В соответствии с законом № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов» отдельные стратегические общества могут открывать и закрывать счета и депозиты, приобретать ценные бумаги только в тех российских банках, которые определены Центральным банком Российской Федерации и (или) Правительством РФ. Более того, в случае осуществления этих операций в иностранных банках, такие компании обязаны уведомлять об этом уполномоченные органы. Также такие стратегические общества вправе заключать договоры на ведение реестра владельцев ценных бумаг только с регистратором, который соответствует определённым Законом требованиям.
В случае введения дополнительных санкций существует вероятность того, что действие закона № 213-ФЗ, который на настоящий момент распространяется преимущественно на организации обороннопромышленного комплекса страны, может быть расширено на системообразующие компании из других секторов экономики, включая нашу Компанию, которая уже была признана стратегически важной для экономики согласно закону 57-ФЗ.

Меры по минимизации риска
Мы пристально наблюдаем за развитием ситуации и готовы принять надлежащие меры в случае материализации риска.
Риск потери ликвидности Описание и потенциальные последствия
Ухудшение доступа российских компаний к западным рынкам капитала и повышение ключевой ставки могут ограничить наш доступ к капиталу и повысить стоимость заемных средств. Дополнительные санкции могут привести к ограничению доступа к системам клиринговых расчетов или к блокировке определенных операций, что может сказаться на наших международных платежах.
Меры по минимизации риска
Существенная часть депозитов Компании номинирована в иностранной валюте, что позволяет защититься от риска переоценки ликвидной позиции Компании в случае неблагоприятного изменения валютного курса.

МегаФон имеет достаточный объем доступного финансирования в рамках открытых кредитных линий, что снижает риски рефинансирования существующей задолженности в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ

Риск спада в экономике Описание и потенциальные последствия
МегаФон имеет достаточный объем доступного финансирования в рамках открытых кредитных линий, что снижает риски рефинансирования существующей задолженности в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Меры по минимизации риска
Согласно данным внутренней аналитики, рынок услуг беспроводной связи более устойчив во время экономического кризиса, так как потребители зависят от услуг мобильной связи и Интернета, и, следовательно, не хотят уменьшать уровень расходов на эти услуги. Нами заключены долгосрочные контракты с Huawei, Ericsson и Nokia Siemens Networks, что позволяет гарантировать постоянное развитие и модернизацию нашей сети.

Также у нас подписаны соглашения о финансировании с China Development Bank Corporation и банками в рамках взаимодействия с экспортным агентством Finnvera для приобретения оборудования и услуг у Huawei и Nokia Siemens Networks, соответственно, для целей развития сети. Эти соглашения позволят нам покрыть наши среднесрочные потребности.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ

Риск роста конкуренции Описание и потенциальные последствия
Мобильный бизнес, составляющий основную часть нашей выручки, является одним из наиболее развитых сегментов телекоммуникационной отрасли в России. Российский рынок мобильной связи характеризуется высоким уровнем проникновения (176,3% в 2015 году)1 и жесткой конкуренцией. В этих условиях все операторы стараются повысить уровень лояльности существующих клиентов и привлечь новых абонентов посредством предоставления высокого качества обслуживания и выгодным предложениям.

Основными прямыми конкурентами МегаФона являются МТС, ВымпелКом и Теле2.

В 2014 году «Ростелеком» завершил последний этап сделки по созданию совместно с Tele2 Рос сия нового национального мобильного оператора – Tele2. В рамках этой сделки «Ростелеком» передал все свои мобильные активы Tele2. В 2015 году Tele2 начал предоставлять услуги передачи данных в формате 3G/4G в Московском регионе.

МТС и ВымпелКом приняли решение о совместном развитии сети 4G/LTE.

Кроме того, МегаФон может столкнуться с конкуренцией со стороны различных операторов MVNO. В 2015 году Сбербанк начал переговоры о реализации MVNO проекта с различными операторами мобильной связи, включая Tele2 и ВымпелКом. Если произойдет запуск проекта MVNO Сбербанка, это может привести к усилению конкуренции и последующему дополнительному давлению на цены.

Формирование новых бизнес-моделей на нашем рынке может привести к изменениям структуры рынка и динамики роста. Неспособность пред восхитить эти изменения и адекватно отреагировать на них, а также сделать последующие корректировки нашей бизнес-модели может негативно сказаться на взаимоотношениях с нашими клиентами, предлагаемых услугах и ухудшить наше рыночное положение, что в результате может привести к негативной динамике наших операционных результатов.
Меры по минимизации риска
МегаФон – второй в России мобильный оператор по величине базы абонентов и размеру выручки. Мы имеем лицензии на предоставление услуг в диапазоне GSM, 3G и 4G на всей территории России.

В конце 2015 года наши услуги в диапазоне 3G были доступны в 83 субъектах РФ, услуги в стандарте LTE – в 77 субъектах, а высокоскоростная сеть LTE-Advanced – в девяти городах. У нас обширная розничная сеть, насчитывающая 2 096 собственных салонов и 1 980 франчайзинговых салонов, что позволяет нам контролировать каналы дистрибуции и предоставлять клиентам широкий спектр высококачественных услуг.

Большая протяженность наших магистральных сетей, преимущества в радиочастотном спектре, ведущие позиции в предоставлении услуг мобильного интернета стандарта 4G/LTE, широкий охват системы дистрибуции, диверсифицированный портфель продуктов и услуг, а также продуманный подход к капитальным вложениям и оптимизации расходов позволят нам выдержать любое конкурентное давление этих факторов.

В начале 2016 года МегаФон заключил соглашение с ВымпелКомом для совместного развития и эксплуатации сетей LTE, в соответствии с которым новые базовые станции 4G будет построены в 10 регионах России. Строительные и эксплуатационные расходы будут разделены между двумя компаниями. Запуск совместной сети планируется после второго квартала 2016 года.
Риск технологического отставания Описание и потенциальные последствия
Телекоммуникационная отрасль в России сегодня претерпевает значительные изменения, связанные с высокой динамикой развития новых технологий и стандартов (LTE, LTE-A и т.п.). Как результат, многие операторы сталкиваются с риском, что их услуги могут устареть и стать неконкурентными.
Меры по минимизации риска
Мы планируем идти в ногу с технологическим прогрессом и новыми отраслевыми стандартами, внедряя новейшие технологии, разрабатывая и внедряя более эффективные и инновационные продукты и услуги.

МегаФон обладает значимым преимуществом в радиочастотном спектре, позволяющем оказывать услуги связи во всех доступных на данный момент стандартах связи (2G/3G/LTE/ LTE-Advanced).
Риск оттока абонентов Описание и потенциальные последствия
Как и другие российские операторы, мы сталкиваемся со значительным оттоком абонентов. Принимая во внимание конкурентную ситуацию на российском рынке мобильных услуг и действие принципа переносимости мобильного номера (MNP), для нас приоритетно не только привлечь новых абонентов, но и удержать существующих клиентов и укрепить их лояльность услугам Компании.
Меры по минимизации риска
В течение 2015 года для укрепления лояльности наших абонентов мы продолжили повышать качество услуг связи и обслуживания в розничных магазинах, контактных центрах и на онлайн-плат формах, развертывать сети 4G/LTE и модернизировать сети 3G, а также запускать в коммерческую эксплуатацию сети стандарта LTE-Advanced в новых регионах.

В 2015 году мы предложили своим абонентам обновленные пакетные тарифы и тарифные опции по приемлемым ценам, начали внедрять новые услуги и ввели условия для наиболее комфортного пользования услугами Компании (например, услуги для сокращения сроков пребывания в финансовой блокировке).

Кроме того, в 2015 году МегаФон запустил новую рекламную кампанию, имеющую целью построение более четкой дифференциации Компании от конкурентов.
Риск негативного влияния на бизнес компании объединения компаний и формирования стратегических альянсов Описание и потенциальные последствия
МегаФон может продолжить расширять свой бизнес за счет приобретения компаний и участия в стратегических альянсах. В случае любой неудачи в интеграции или управлении приобретенной компанией или участии в стратегическом альянсе, есть незначительная вероятность того, что руководство Компании будет уделять этим процессам слишком много внимания в ущерб решению текущих бизнес-задач. Кроме того, любое потенциальное приобретение может иметь негативный эффект на финансовое состояние Компании и уровень кредитных рейтингов, или привести к «разводнению» стоимости акций Компании в зависимости от структуры заключаемых сделок по приобретению активов, отложенных платежей, валютной составляющей цены и проч.
Меры по минимизации риска
Наша цель заключается в повышении стоимости Компании и осуществлении такой интеграции новых приобретений, которая позволит достичь максимального синергического эффекта, в том числе в части затрат и выручки и обеспечить дальнейшее развитие приобретаемых активов. Заключению сделок по приобретению активов всегда предшествует всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности компаний-целей (Due diligence), проводится анализ целесообразности приобретения, юридическая экспертиза объекта, права собственности на него и чистота и легитимность заключаемой сделки. Мы считаем, что МегаФон обладает опытом успешных приобретений и интеграции при обретенных компаний, а руководство Компании состоит из опытных и профессиональных менеджеров, которые имеют необходимый опыт и квалификацию для эффективного принятия решений.

В 2015 году МегаФон осуществил три крупных приобретения:
  • покупка 100% голосующих акций компаний АО «СМАРТС-Самара», ЗАО «Астрахань GSM», ЗАО «Ярославль-GSM» и ЗАО «СМАРТС- Чебоксары» («Компании»). Данное приобретение обеспечит МегаФону ряд стратегических преимуществ, включая улучшение позиций Компании в частотном диапазоне 900 и 1800 МГц в регионах за счёт более эффективного развития сети. Также Компания сможет укрепить лидерские позиции на рынке Самары и защитить долю МегаФона на телекоммуникационном рынке в других городах Поволжья и Северо-Западном регионе;
  • 100% доли в компании «ГАРС Телеком». Данное приобретение позволит МегаФону увеличить свою долю на рынке B2B-услуг и закрепить присутствие в сегменте фиксированной связи в бизнес-центрах Москвы и Санкт-Петербурга;
  • доли 49,999% уставного капитала Glanbury Investments Ltd, владельца закрытого акционерного общества «Садовое Кольцо», которое владеет и управляет офисным зданием класса A на Оружейном переулке в центре Москвы. Данное здание будет использовано в качестве новой штаб-квартиры МегаФона и позволит консолидировать в одном офисе до 4 000 сотрудников, которые в настоящее время работают в шести зданиях в разных районах Москвы. Заключение данной сделки сопровождалось заключением арендного договора сроком на десять лет. Данная сделка позволит МегаФону сократить затраты на аренду (до 98 млн долл. США в течение ближайших десяти лет) и снизить валютные риски за счет того, что арендные ставки зафиксированы в рублях.
Риски мошенничества в сфере телекоммуникаций Описание и потенциальные последствияПотери МегаФона могут быть вызваны умышленными действиями недобросовестных контрагентов и абонентов. Существует также риск потери клиентов, которые становятся жертвами мошенничества, что также наносит ущерб репутации Компании. Меры по минимизации риска
В структуре ПАО «МегаФон» существует выде ленное подразделение, задачей которого является предотвращение фактов мошенничества, недопущение связанных с ним финансовых и имиджевых потерь, а также защита клиентов Компании от мошенничества. Деятельность подразделения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, требованиями регулятора и коррелирует с бизнес-ориентирами ПАО «МегаФон».

Для этих целей используется ряд специализированных автоматизированных решений по борьбе с мошенничеством, позволяющих в режиме близ ком к реальному времени выявлять и устранять попытки нанесения ущерба Обществу. Контроль наиболее критичных видов мошенничества осуществляется в режиме 24х7.

В 2015 году продолжалась работа по недопущению потерь от мошенничества, модернизировались существующие и создавались новые бизнес-процессы, системы и сервисы.
Риски информационной безопасности Описание и потенциальные последствия
В связи с быстрым развитием информационных технологий существует риск невозможности обеспечения должного уровня информационной без опасности используемого программного обеспечения, средств защиты персональных данных абонентов, а также оборудования.

Также существует риск вторжения во внутренние сети Компании, включая технологические системы, что может привести к внедрению вредоносных приложений на оборудовании сотрудников Компании, получение несанкционированного доступа к личных данным клиентов и конфиденциальной информации и их компрометация, а также распространение вредоносных кодов (вирусов).
Меры по минимизации риска
МегаФон предпринимает все необходимые меры для обеспечения должного уровня безопасности технологических систем и используемых ПО, технологий и оборудования, включая постоянный мониторинг возможных угроз, использование платформ анализа информационной безопасности (Security Intelligence) всей ИТ и телекоммуникационной инфраструктуры, а также использование новейшего ПО, обеспечивающего высокий уровень безопасности. В МегаФоне действует политика по обеспечению информационной без опасности и проводится обучение и аттестацию всех сотрудников в этой области.

Для предупреждения риска и снижения вероятности реализации угроз в Компании создана рабочая группа, которая разрабатывает и внедряет комплекс новых мер для повышения уровня информационной безопасности. Менеджментом Компании открыт высокоприоритетный проект на 2016 год по дальнейшему развитию стратегии телекоммуникационной безопасности.

РЕГУЛЯТОРНЫЕ РИСКИ

Общая информация Регулирование отрасли мобильной связи в России осуществляется на основании федеральных законов «О связи», «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также многочисленных норм и стандартов.
Трансфертное ценообразование Описание и потенциальные последствия
В 2012 году было существенно доработано законодательство о трансфертном ценообразовании, предусматривающее контроль за соответствием цен, примененных в рамках контролируемых сделок, рыночному уровню. Измененное законодательство расширяет перечень методов для контроля рыночного уровня цен, список сделок, признаваемых контролируемыми, а также возлагает на налогоплательщика обязанность по под готовке документации в отношении контролируемых сделок и уведомлению налогового органа о факте совершения таких сделок. Налоговые органы вправе начислитьдополнительные налоговые обязательства, если цены, примененные в рамках контролируемой сделки, будут признаны нерыночными.

В связи с тем, что практика применения законодательства о трансфертном ценообразовании до сих пор находится в стадии формирования, существует вероятность, что применяемые подходы к обоснованию рыночного уровня цен в рамках контролируемых сделок будут оспорены налоговыми органами, что может привести к начислению дополнительных налоговых обязательств.
Меры по минимизации риска
Мы предприняли ряд мер для контроля за соответствием ценовой политики, применяемой Компанией, правилам трансфертного ценообразования.

В частности, начиная с 2012 года, мы внедрили и продолжаем совершенствовать внутренние процедуры Компании, направленные на соблюдение требований законодательства о трансфертном ценообразовании, включая внутреннюю систему выявления контролируемых сделок. Кроме того, в рамках группы компаний МегаФон мы создали консолидированную группу налогоплательщиков, сделки внутри которой не подлежат контролю с точки зрения законодательства о трансфертном ценообразовании.

Мы считаем, что политика и практика трансфертного ценообразования Компании отвечают требованиям законодательства о трансфертном ценообразовании.
Контролируемые иностранные компании Описание и потенциальные последствия
В 2015 году вступил в силу закон «О контролируемых иностранных компаниях» («Закон о КИК»). Закон о КИК регулирует налогообложение в России нераспределенной прибыли иностранных компаний и структур без образования юридического лица (включая доверительные фонды), контролируемых резидентами России (компании и физические лица).

Российские налогоплательщики (контролирующие лица) обязаны сообщать в налоговые органы о подконтрольных им иностранных компаниях, а налоговые органы вправе начислить дополнительные налоговые обязательства налогоплательщикам, которые не включили нераспределенную прибыль контролируемых ими иностранных компаний в свою налогооблагаемую базу.
Меры по минимизации риска
С целью соблюдения требований Закона о КИК мы разработали внутренние процедуры для выявления компаний, которые могут быть признаны контролируемыми иностранными компаниями. Кроме того, мы разработали поэтапный план действий в отношении таких компаний и график подготовки и подачи необходимой документации в налоговые органы.

В частности, в 2015 году мы своевременно предоставили в налоговый орган РФ информацию об участии Компании в иностранных организациях. Мы продолжаем совершенствовать внутренние процедуры в соответствии с официальными предписаниями и инструкциями уполномоченных органов, а также проводим мониторинг и анализ новых законодательных инициатив в области законодательства о КИК.
Риск отзыва, приостановки или непродления наших лицензий Описание и потенциальные последствия
Поскольку основной вид деятельности МегаФона – это предоставление телекоммуникационных услуг, отзыв, приостановка или непродление лицензий могут иметь значительный негативный эффект. Кроме того, Компания использует ресурсы, которые считаются ограниченными в своем числе, в том числе, частотный спектр и номерная емкость, и их отсутствие по любой при чине может отрицательно повлиять на нашу деятельность.
Меры по минимизации риска
В настоящий момент у МегаФона нет сложностей с получением или продлением лицензий или раз решений, а также с получением доступа к необходимым частотам и номерной емкости. Чтобы сохранить текущее положение дел, мы конструктивно сотрудничаем с регуляторными органами и обеспечиваем соблюдение всех условий лицензионных соглашений и прочих регуляторных требований, которые затрагивают нашу деятельность.
Риск негативного влияния на бизнес компании принципа технологической нейтральности Описание и потенциальные последствия
Технологическая нейтральность может в будущем повысить уровень конкуренции для МегаФона, несмотря на значительные требования к инвестициям, которые выдвигает Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ).

В декабре 2013 года Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) Российской Федерации одобрила принцип технологической нейтрально сти для универсальных систем мобильной связи (UMTS) в диапазоне 900 МГц и для технологии LTE в диапазоне 1 800 МГц, а в 2014 году для техноло гии LTE в диапазоне 900 МГц. Эти меры призваны стимулировать развитие технологий 3G и 4G в стране, поскольку теперь операторы, имеющие лицензии на диапазоны 900 МГц и 1 800 МГц для стандарта 2G, могут использовать эти частоты для развертывания технологий 3G и 4G.

ГКРЧ планирует продолжить работу в этом направлении и расширить принцип технологи- ческой нейтральности в 2015 году, чтобы создать возможность для развертывания технологии LTE в других диапазонах частот.
Меры по минимизации риска
Мы рассматриваем технологическую нейтральность не только как риск, но и как возможность, поскольку она позволит нам предоставлять более качественные услуги своим клиентам в результате доступности всего частотного диапазона.
Риск изменения регулирования межоператорского взаимодействия Описание и потенциальные последствия
В 2014 году Правительственная комиссия по связи под председательством Дворковича А.В. обсу дила вопрос внесения поправок в существующие требования к порядку пропуска трафика и регу лирование межоператорского взаимодействия. Государственные органы продолжают разраба- тывать новые правила в сфере межоператорского взаимодействия, в том числе по регулированию тарифов.

Реализация этих инициатив может привести к снижению тарифов на услуги по пропуску тра фика, обслуживание вызовов и, соответственно, к сокращению доходов от услуг связи.
Меры по минимизации риска
Различные сценарии внесения поправок в суще ствующие нормативно-правовые акты, регулиру ющие взаимодействие между операторами под вижной радиотелефонной связи, и операторами фиксированной телефонной связи изучаются Правительством России на предмет возможного влияния на отрасль связи.

Мы занимаемся разработкой комплекса мер по минимизации потенциальных негативных послед ствий этого риска.
Организация аукционов на ресурс нумерации Описание и потенциальные последствия
Минкомсвязь России разработало законопро ект, предусматривающий организацию аукционов на ресурс нумерации. Предполагается, что поря док проведения аукционов будет определяться Минкомсвязи России, кроме того будет создана государственная информационная система для ведения учета выделенных и использованных ресурсов нумерации. Проект сопряжен с уже сточением ответственности за неиспользование ресурса нумерации.

Участвовать в аукционах наравне с операторами связи смогут граждане и юридические лица.
Меры по минимизации риска
Концепция законопроекта предусматривает непрозрачные схемы выделения ресурса нуме рации и сопряжен с дополнительными затратами как для бюджета Российской Федерации, так и для операторов связи. Проект должен быть тща тельно рассмотрен в рамках антикоррупционной экспертизы.
Риск изменения организации системы передачи данных для федеральных органов власти Описание и потенциальные последствия
24 ноября 2014 года Правительство Российской Федерации внесло поправки в порядок организа ции систем передачи данных федеральных орга нов власти.

Органы власти получили теперь право подклю чаться к системам передачи данных, являю щимся частью инфраструктуры государственных служб, которую администрирует один из опера торов связи. В 2015 году был принят необходи мый для реализации данной инициативы приказ Министерства связи и массовых коммуникаций, а также разработан системный проект сети пере дачи данных федеральных государственных орга нов. В результате реализации этой законодатель ной инициативы Компания может сократить свое присутствие в B2G сегменте рынка передачи дан ных и телематических услуг.
Меры по минимизации риска
Услуги, предоставляемые федеральным органам власти, представляют существенную часть услуг, которые оказывает Компания на рынке услуг связи для госзаказчиков (B2G).

Мы тщательно следим за возможными изменени ями в данной процедуре и разрабатываем меры, которые позволили бы свести к минимуму вероят ное сокращение рыночной доли.
Риск установления минимальных показателей качества связи Описание и потенциальные последствия
В настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит положений, касающихся соответствия оказываемых услуг связи мини мальным параметрам качества. Регулирующие органы придерживаются подхода, согласно кото рому обеспечение качества связи должно стро иться на праве абонента выбирать оператора связи на основе обязательно предоставляемой операторами информации о качестве своих услуг.
Меры по минимизации риска
Вероятность того, что в среднесрочной перспек тиве минимальные показатели качества будут установлены, невелика. Тем не менее, если регу лирующие органы изменят свой подход, по мне нию Компании, она сможет обеспечить соот ветствие своих услуг таким минимальным показателям.
Риск установления требований к сотовым операторам в части обязательств по заключению договоров с виртуальными операторами Описание и потенциальные последствия
В настоящее время российским законодатель ством не установлена обязанность операторов подвижной радиотелефонной связи предостав лять виртуальным операторам доступ к своей инфраструктуре.
Меры по минимизации риска
Мы считаем возможным риск резких изменений в отношении регулирующих органов к порядку вза имодействия с виртуальными операторами сото вой связи в Российской Федерации. В случае реа лизации риска, это может оказать негативное влияние на деятельность МегаФона и его дочер них компаний.
Риск дополнительных затрат, связанных с дополнительным регулированием персональных данных в интернете и «больших данных» Описание и потенциальные последствия
В 2015 году происходили значительные измене- ния в области обработки персональных данных пользователей Интернета. В частности, с 1 сен тября 2015 года при сборе персональных данных запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение персональных данных рос сийских граждан должны проводиться с исполь зованием баз данных, находящихся на террито рии России. Ожидается, что в последующем будут приняты дальнейшие законодательные изме нения в области обработки персональных дан ных пользователей Интернета и «больших дан ных». Так, в соответствии с перечнем поручений Президента России по итогам встречи с участни ками первого российского форума «Интернет эко номика», состоявшегося 22 декабря 2015 года, федеральным органам исполнительной власти необходимо представить предложения в законо дательство по регулированию обработки данных граждан России в сети «Интернет».
Меры по минимизации риска
Мы полностью соблюдаем требования действую щего законодательства, поскольку персональные данные всех наших абонентов обрабатываются на территории Российской Федерации. Кроме того, мы считаем, что сможем полностью соблюдать дополнительные требования. Однако реализация новых возможных требований может привести к дополнительным расходам Компании.
Риск, связанный с взиманием платы с пользователей интернета (глобальная лицензия) Описание и потенциальные последствия
Министерство культуры России вынесло на рас смотрение законопроект, согласно которому пользователям интернета необходима будет гло бальная лицензия для доступа к контенту третьих лиц (звуковому, визуальному или текстовому), и на основании такой лицензии пользователи полу чат право загружать и использовать такой кон тент, а оплата за такое использование будет взиматься с абонента оператором связи и пере числяться провайдером в пользу владельца кон тента (или какой-либо организации, управляющей правами владельцев на коллективной основе).
Меры по минимизации риска
Доработка данного законопроекта была при знана в 2015 году Администрацией Президента нецелесообразной. Мы внимательно отслежи ваем эти возможные инициативы, чтобы обеспе чить в случае реализации любой из них разра ботку мер по минимизации негативного влияния на свой бизнес.
Регулирование сетевой нейтральности Описание и потенциальные последствия
В 2015-2016 годах рабочая группа при Федеральной антимонопольной службе России обсуждала принципы сетевой нейтральности, под которой понимаются условия взаимодействия конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг с операторами связи, обе спечивающие открытое и недискриминационное использование сети Интернет для распростране ния и получения доступа к информации и услу гам. В случае реализации «жесткого» подхода к сетевой нейтральности и ее законодательного регулирования у операторов будет отсутство вать возможность какой-либо дифференциации Интернет-трафика, что может привести к пере грузке сети «тяжелым» контентом.
Меры по минимизации риска
Мы внимательно отслеживаем все возмож ные инициативы по данному вопросу и взаимо действуем с законодателями для формирова ния «умеренного» подхода к вопросу сетевой нейтральности, который создал бы условия для эффективного развития телекоммуникаций и способствовал привлечению инвестиций и вне дрению инноваций, а также свободному разви тию конкурентной среды для ведения бизнеса в сети Интернет и по пропуску Интернет-трафика на основе рыночных механизмов.
Строительство линий связи Описание и потенциальные последствия
В 2016 году вступают в силу новые положения градостроительного законодательства, в соот ветствии с которыми для получения разреше ния на строительство линейных объектов, в том числе линий связи, требуется оформление про екта планировки (межевания) территории. Ввиду новых требований и отсутствия в ряде субъектов Российской Федерации необходимых докумен тов территориального планирования фактически начиная с 2016 года строительство и реконструк ция новых объектов связи будут существенно затруднены, что приведет к замедлению темпов развития сетей связи и внедрения новых техноло гий в субъектах Российской Федерации, а также к стагнации отрасли связи в целом.
Меры по минимизации риска
Мы будем внимательно отслеживать применение новых норм градостроительного законодатель ства. В случае затруднения строительства линей ных объектов возможно инициирование смягче ния регулирования.
Риск переноса воздушных линий связи под землю Описание и потенциальные последствия
В 2013-2014 годах администрации ряда крупных российских городов приняли постановления, тре бующие переноса воздушных линий связи под землю. В частности, в 2014 году Правительство Москвы разработало проект постановления «Об утверждении Порядка размещения воздушных линий электроснабжения и линий связи в городе Москве», фактически запрещающий прокладку линий связи воздушным способом. Вероятность того, что проект постановления будет принят оценивается как высокий. Тем не менее, ожида ется, что перенос линий связи будет происходить в историческом центре города и около наиболее крупных автомобильных магистралей. Учитывая, что компенсация операторам связи их затрат на перенесение из бюджета не предполагается, дан ная инициатива может привести к значительным расходам операторов, ухудшению качества связи, повышению стоимости услуг связи.
Меры по минимизации риска
Мы разрабатываем комплексные меры по сни жению риска дополнительных затрат, связан ных с реконструкцией и переносом надземных линий связи. Кроме того, мы разрабатываем меры по предотвращению нарушений целостности или безопасности сети.
Другие нормативные риски Описание и потенциальные последствия
В настоящее время в органах власти обсуждаются несколько законодательных инициатив, которые в случае их принятия могут оказать отри цательное влияние на операционную деятель ность Компании и ее перспективы.
Меры по минимизации риска
Мы внимательно отслеживаем эти возможные инициативы, чтобы обеспечить минимальное негативное влияние на свой бизнес в случае их утверждения.

СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ

Риск невозможности защиты инсайдерской информации Описание и потенциальные последствия
Являясь публичной Компанией, МегаФон обязан обеспечивать защиту инсайдерской информации. Инсайдерская информация — это информация, прямо или косвенно связанная с деятельностью и (или) ценными бумагами Компании, которая недо ступна широкому кругу лиц и может оказать вли яние на стоимость акций.

Согласно законодательству России и Великобритании, Компания и ее сотрудники несут ответственность за обеспечение над лежащей защиты инсайдерской информации. Невыполнение этих обязательств может повлечь за собой материальный и репутационный ущерб.
Меры по минимизации риска
Компания планомерно внедряет механизмы защиты инсайдерской информации, с каждым годом совершенствуя эту систему. В 2012 году Совет директоров утвердил ряд положений, регламентирующих порядок использования инсайдерской информации Компании. В 2013– 2015 годах. Компания внедрила дополнительные внутренние процедуры, касающиеся ограниче ния доступа к инсайдерской информации; а также ряд технических средств защиты такой информа ции, в том числе на мобильных устройствах. Кроме того, на регулярной основе проводится обуче ние сотрудников с последующим тестированием, целью которых является повышение осведомлен ности сотрудников по вопросу защиты инсайдер ской информации.

Аудиторский комитет Компании контролирует выполнение этих мер, цель которых — гарантиро вать всем акционерам и инвесторам одинаковые возможности доступа к данным и информации.
Риск ненадлежащего раскрытия информации и другие риски, связанные с операциями с ценными бумагами Описание и потенциальные последствия
Являясь публичной Компанией, мы подвержены риску претензий в адрес наших директоров и выс шего менеджмента со стороны регулирующих органов, акционеров и инвесторов за ненадлежа щее и (или) несвоевременное раскрытие инфор мации, влияющее на бизнес и планы Компании, а также за раскрытие неполной, нечеткой или про тиворечивой информации.
Меры по минимизации риска
Для ограничения размера ущерба или убыт ков, которые могут понести наши директора, должностные лица или Компания в результате судебных исков, МегаФоном заключен дого вор страхования ответственности директоров и должностных лиц. Данное страхование защищает Компанию и ее директоров от возможных исков со стороны третьих лиц, которые могут возникнуть вследствие ошибок и упущений, которые могут потенциально иметь место в ходе текущей управ ленческой деятельности.

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

Риск неблагоприятного изменения курсов валют Описание и потенциальные последствия
Часть наших капитальных затрат, обязательств и операционных расходов (на роуминг, соединение, оплата за диапазон частот и т.п.) номинирована в иностранной валюте, в основном в долларах США и евро. Снижение курса рубля (курс рубля снизился с 56,24 за долл. США на 1 января 2015 года до 72,88 за долл. США на 31 декабря 2015 года) может привести к увеличению таких затрат в рублевом выражении, убыткам от курсовых разниц и снижению чистой прибыли.

Более того, поскольку долговые обязательства Компании номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте, дальнейшее снижение курса рубля к доллару США и (или) евро может привести к возникновению сложностей с выплатой и рефинансированием задолженности, номинированной в иностранной валюте.

Меры по минимизации риска
Мы провели переговоры с каждым из контраген тов (производителей, поставщиков услуг и т.п.) с целью переоформления условий оплаты в рублях или фиксации конкретного обменного курса для выплат по условиям контрактов.

В отношении контрактов, которые остались выра женными в иностранной валюте (в связи с капи тальными и эксплуатационными затратами), мы ввели дополнительные средства контроля для того, чтобы следить за экономической целесо образностью сделок и обеспечением реальной стоимости.

МегаФон имеет достаточный объем доступного финансирования в рамках открытых кредитных линий под покупку оборудования у иностранных поставщиков, позволяющий восполнить валютную ликвидность, которую расходует Компания.

Мы храним подавляющую часть депозитов в дол ларах США, чтобы нейтрализовать прибыли и убытки, вызванные разницами в курсах валют, и обеспечить средства для капитальных и эксплу атационных затрат, номинированных в иностран ной валюте.

МегаФон занимается хеджированием части дол гового портфеля, номинированной в иностран ной валюте, с целью снизить влияние неблагопри ятного изменения курсов валют на финансовые обязательства Компании. В 2016 году мы продол жим наши усилия по хеджированию долгового портфеля.
Риск изменения процентной ставки Описание и потенциальные последствия
Риск изменения процентной ставки определя ется как риск возникновения финансовых потерь вследствие неблагоприятных изменений процент ных ставок по пассивам и внебалансовым инстру ментам. Любое увеличение ставок может повли ять на стоимость привлечения новых ресурсов для финансирования деятельности и инвестиций Компании. Кроме того, если для обслуживания текущих обязательств применяется плавающая ставка, это может повлиять на стоимость обслу живания такого долга.
Меры по минимизации риска
В 2015 году мы продолжили стратегию ограни чения использования механизмов финансиро вания с нефиксированной ставкой. Как след ствие, порядка 80%2 нашего портфеля долговых обязательств имеют фиксированную процент ную ставку. Более того, у Компании нет креди тов, номинированных в рублях, по которым про центная ставка привязана к ключевой ставке Центрального банка России.

Большая часть портфеля привлеченных средств Компании выражена долгосрочными обязатель ствами, предоставленными по привлекательным ставкам.

Порядка 55% невыполненных обязательств под лежат погашению в течение трех лет и позже, что оставляет нам достаточно времени для рефи нансирования в нынешних условиях повышенных процентных ставок.

1  По данным: AC&M-Consulting.
2  С учетом свопов.

Инструменты