Годовой отчет 2015

Tools

Return
Error

Стратегия развития

Обеспечивая потребности цифровых абонентов

Начиная с 2012 года МегаФон успешно реализовывал стратегию, направленную на эффективный рост Компании. В ее рамках было осуществлено:

  • Наращивание доли МегаФона на рынке мобильной связи;
  • Повышение эффективности бизнеса;
  • Развертывание современной инфраструктуры и сети связи четвертого поколения при заметном сокращении капитальных затрат;
  • Внедрение нового процесса инвестиционного менеджмента: формирование инвестиционного портфеля, состоящего из отдельных проектов, за которыми закреплены ответственные за проект; формирование инвестиционного комитета, определяющего стратегическую значимость и финансовую привлекательность проекта, а также проведение оптимизации бюджетов некоторых инвестиционных инициатив;
  • Изменение организационной структуры для посегментного усиления позиции Компании на рынке B2С, B2B, B2G и B2O, а также выстраивание соответствующих моделей управления.

Эффективная реализация данной стратегии позволила нарастить за период с 2012 по 2015 год свободный денежный поток и увеличить объем выплаченных дивидендов.

Ухудшение макроэкономической ситуации в период с 2014 по 2015 год, обусловленное, в первую очередь, внешнеполитическими причинами, привело к падению курса российского рубля и сокращению доходов населения. Вместе с тем профиль потребления телекоммуникационных услуг меняется: абоненты меньше пользуются международным роумингом, больше сервисами позволяющими сокращать затраты на связь. При этом характерной тенденцией в настоящее время является «цифровизация» абонентов: происходит бурный рост спроса на мобильную передачу данных, увеличивается использование ОТТ-сервисов, растет проникновение смартфонов и объем потребления контента с мобильных устройств.

Учитывая новую экономическую реальность и изменения в предпочтениях абонентов, МегаФон принял решение обновить свою стратегию.

Новая стратегия Компании направлена на увеличение выручки за счет реализации тренда на «цифровизацию» абонентов, позволит монетизировать передачу данных и предоставить новые продукты для абонентов. Ключевыми инструментами для реализации новой стратегии являются широкое присутствие в мобильном ритейле (собственная розница МегаФон Ритейл, франчайзинговые салоны и Евросеть), инфраструктура и ИТ.

Обеспечение потребностей цифровых абонентов
Развитие взаимодействия с интернет-компаниями и OTT‑сервисами
Развитие собственных инновационных продуктов и услуг, комплементарных основной деятельности Компании, в частности, МегаФонТВ и иные контентные услуги, мобильные финансы, М2М услуги, мобильная реклама, облачные решения
Своевременное строительство и модернизация сети, определение оптимального соотношения между разными технологиями для реализации преимущества в спектре
Поиск и реализация новых точек роста эффективности операционной деятельности в условиях кризиса
Стратегические приоритеты Ключевые показатели эффективности Действия на 2015 г. Прогресс в 2015 г.
Рост опережающими рынок темпами в ключевых сегментах бизнеса Лучшие продукты
  • Сохранение лидерства на рынке мобильной передачи данных  
  • Сохранение роста выручки от VAS-услуг
  • Выручка
  • Выручка от мобильной передачи данных (в России)
  • Количество пользователей услуг мобильной передачи данных
  • Выручка от VAS-услуг  
  • Сохранение выручки на уровне 2014 года
  • Запуск 4G+ в новых городах
  • Дальнейшее продвижение пакетных услуг
  • Выручка: 313,4 млрд руб. (на уровне 2014 г.,-0,4%)
  • Выручка от услуг мобильной передачи данных: 79,9 млрд руб. (+19,0%)
  • Количество пользователей услуг мобильной передачи данных: 29,9 млн абонентов (+6,8%)
  • Выручка от VAS-услуг: +4,5%  
Лучшая дистрибуция
  • Продолжение развития розничной сети с акцентом на рост базы активных абонентов
  • Доля новых клиентов, привлеченных через контролируемые каналы продаж1
  • Количество устройств передачи данных, проданных через контролируемую розницу  
  • Формирование широкой линейки устройств передачи данных
  • Обновление собственных и франчайзинговых точек продаж  
  • 8 070 магазинов розничной сети (без изменений)
  • 71,5% новых абонентов привлечено через контролируемые каналы продаж (на уровне 2014 г., +0,28 п.п.)
  • 4,3 млн смартфонов и планшетов продано в 2015 г. (+11,2%)2, среди них продажи 4G смартфонов и планшетов увеличились на 110,6%  
Лучшее качество обслуживания клиентов
  • Удержание клиентов благодаря высокому уровню обслуживания  
  • База активных абонентов  
  • Реализация инициатив по повышению качества обслуживания
  • Мониторинг индекса удовлетворенности потребителей (CSI) и его изменений в привязке к контрольным показателям качества работы сети связи
  • 76,8 млн активных абонентов (+6,4%)  
Развитие прочих направлений бизнеса   Корпоративный бизнес
  • Максимизация потенциала в сегментах B2B, B2G и B2O, увеличение их доли в бизнесе Компании
  •  
  • Доля B2B, B2G и B2O сегментов в выручке  
  • Внедрение обновленной стратегии развития корпоративного бизнеса как основы для нового роста всех его сегментов  
  • 16,4% (+1,3 п.п.)
  • Участие в крупнейших государственных проектах и цифровой повестке государства: создание электронных учебников совместно с издательством «Просвещение» и проч.
  • Запуск новых продуктов: BigData, видеоконференции, M2M мониторинг, Электронный документооборот и др.  
Фиксированная связь
  • Поиск и реализация синергий между бизнесами фиксированной и мобильной связи, и широкополосного доступа в интернет
  •  
  • Выручка от фиксированной связи
  • Запуск конвергентных продуктов и услуг  
  • Усиление синергий между бизнесами фиксированной и мобильной связи и широкополосного доступа в интернет
  • 23,4 млрд руб. (+5,6%)
  • Запуск WireFire, «дабл-плей» сервиса (ОТТ-телевидение и широкополосный интернет) для сегмента В2С
  • Формирование предложения для корп. сегмента на базе трансформационных решений традиционной телефонии, направленные на оптимизацию бизнес-процессов, снижение издержек, бесперебойности работы клиентов: электронная подпись, виртуальная АТС, услуги скоринга и геолокации, конфиденциальная связь, резервирование и интеллектуальные сервисы  
Новые бизнесы
  • Поиск новых точек роста через развитие новых бизнесов путем создания и выпуска на рынок инновационных продуктов, комплиментарных основному сегменту
  • деятельности Компании  
  • Своевременный выпуск на рынок новых продуктов  
  • Фокус на высокоприоритетные новые направления бизнеса (ОТТ-телевидение, мобильные финансы и услуги M2M)
  • Продолжение разработки инновационных продуктов и услуг в рамках МегаЛабс  
  • Запуск обновленной версии «МегаФон ТВ», контентного сервиса и включение услуги в состав пакетных тарифных планов (50 ТВ каналов и до 6 фильмов HD качества бесплатно)  
Эффективное управление бизнесом Высокие результаты деятельности
  • Поиск и реализация возможностей по улучшению операционной деятельности
  •    
  • Рентабельность по OIBDA
  • Внедрение инициатив по оптимизации бизнеса  
  • Сохранение рентабельности по OIBDA на уровне не менее 41,5%  
  • 42,2% (выше прогноза Компании на 2015 г. на 0.7 п.п.)
  • Запуск единого биллинга
  • Старт проекта по созданию Общего центра обслуживания, многофункционального сервисного центра, включающего в себя след. Функции: учет и отчетность, казначейство и финансовый контроль, закупки и логистика, управление персоналом, поддержка операций В2О и администрирование дебиторской задолженности
Лучшая сеть
  • Активное развитие сети и повышение качества услуг в сочетании с высокой эффективностью  
  • Капитальные затраты/Выручка, %
  • Покрытие (% населения России)  
  • Развитие сетей 3G/LTE/LTE-A
  • Улучшение качества услуг
  • Реализация инвестиционной программы в объеме 165-180 млрд руб. за 2013 – 2015 гг., как было объявлено Компанией во время IPO  
  • 22,4% (+4,5 п.п.)3
  • Общий объем капитальных затрат Компании за 2013 – 2015 гг. составил 173,8 млрд руб., что соответствовало прогнозу компании, объявленному во время IPO в конце 2012 г.
  • Запуск услуги 4G в 77 регионах, в которых проживает 59,2%4(+8,2 п.п.)  
Лучшая система управления
  • Развитие системы управления, ориентированной на создание дополнительной стоимости
  • Внедрение развитой системы управления
  • Мотивация сотрудников  
  • Разработка кадровой стратегии  
  • В рамках разработки кадровой стратегии в Компании запущена программа «Кадровый актив», направленная на развитие управленческих навыков сотрудников Компании для целей качественного и оперативного обеспечения потребностей Компании в управленческих кадрах.
  • Утверждены ценности Компании и каскадированы по всей Компании вплоть до региональных офисов.  

1  Включает собственную торговую сеть ОАО «МегаФон Ритейл», торговые точки третьих лиц, действующих под маркой МегаФон и магазины Евросеть
2  Включает оборудование под маркой МегаФон (только смартфоны и планшеты), проданное за 2015 г. в подконтрольной розничной сети и оборудование третьих лиц, проданное в МегаФон Ритейл.
3  С учетом стоимости покупки частотного ресурса за счет приобретения четырех компаний ГК «СМАРТС» в августе 2015 года. За вычетом данных затрат показатель Капительные затраты / Выручка составил 20,4%, +2,5 п.п.
4  Население России согласно последней переписи населения, проведенной в октябре 2010 года.

Инструменты